- Министерство
- Общая информация
- Руководство
- Структура
- Общественный совет
- Методический совет
- Управление опеки и попечительства
- Функции
- Структура
- Куда обращаться
- Порядок установления опеки
- Порядок установления опеки близкими родственниками
- Порядок прекращения опеки и попечительства
- Порядок установления патронажа
- Порядок проверки исполнения опекунами своих обязанностей
- Порядок распоряжения имуществом опекаемых
- Порядок подготовки отчета опекунов (попечителей)
- Полезная информация, вопросы-ответы
- Контакты
- Вакансии
- Госслужба
- Электронный паспорт доступности
- Доска почета
- Деятельность
- Текущая деятельность
- Реализация Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ
- Национальный проект "Демография"
- Независимая оценка качества
- Федеральные нормативные правовые акты
- Нормативные правовые акты
- Планы и итоги (рейтинги) проведения независимой оценки качества учреждений социального обслуживания
- Анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения
- Общественный совет по независимой оценке
- Оператор по независимой оценке
- Доступная среда
- Государственные программы
- Противодействие коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные..
- Нормативные правовые акты и иные акты (локальные нормативные акты) по вопросам противодействия коррупции
- Текущая информация о соблюдении требований законодательства и иных нормативных правовых актов о противодействии коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Хабаровского края
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Контрольно-надзорная деятельность
- Развитие рынка услуг в сфере социального обслуживания населения
- Защита информации
- Открытые данные
- Инвестиционная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства
- Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность министерства
- Гражданам
- Правовая информация
- Федеральное законодательство
- Краевое законодательство
- Реализация Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ
- Бесплатная юридическая помощь
- Проекты административных регламентов и иных нормативных правовых документов, ожидающие проверку
- Стандарты
- Обзор законодательства
- Нормативные правовые акты для ЕГИССО
- Антимонопольный комплаенс
- Меры социальной поддержки
- Справочник мер социальной поддержки
- Ежемесячная денежная выплата в случае рождения ребенка
- Краевой материнский (семейный) капитал
- ЕДВ в случае рождения третьего ребенка или последующих детей
- Компенсация за наем жилья лицам из числа детей-сирот
- Обеспечение отдыха и оздоровления детей
- Меры социальной поддержки по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг
- Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей
- Граждане, имеющие детей
- Граждане, имеющие особые заслуги, отмеченные наградами и званиями
- Граждане, имеющие инвалидность
- Граждане пострадавшие от радиации в следствии техногенных катастроф
- Ветераны труда
- Государственные услуги
- Реестр поставщиков социальных услуг
- Реестр организаций, осуществляющих реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых
- Формы заявлений
- Полезные ссылки
- Ранняя помощь
- Профилактика ОРВИ, гриппа и новой коронавирусной инфекции
- Правовая информация
- Пресс-центр
- Учреждения
- Подведомственные учреждения
- Центры социальной поддержки населения
- Центры социального обслуживания
- Государственные краевые дома ветеранов
- Государственные стационарные учреждения социального обслуживания
- Краевые государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей
- Учреждения, оказывающие услуги по реабилитации инвалидов
- Сайты подведомственных учреждений
- Новости учреждений
- Общественные организации
- Негосударственным поставщикам социальных услуг
- Подведомственные учреждения
- Серебряное волонтерство
- Обращения граждан
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность по работе с обращениями граждан и организаций
- Написать обращение
- График приема граждан
- Порядок записи на прием
- Контактная информация уполномоченных лиц, осуществляющих работу с обращениями граждан и организаций
- Обзор обращений граждан
- Вопрос-ответ
- Задачи и функции министерства
- Структура министерства
- О персональной информации пользователей
Обзор изменений законодательства в результате принятия Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ
Обзор изменений законодательства в результате принятия Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

26.01.2015
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее – Закон № 419-ФЗ) вступает в силу с 01 января 2016 года.
Нормы Закона № 419-ФЗ направлены на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.
Законом предусматривается внесение изменений в 25 законодательных актов.
1. Статья 1 Закона № 419-ФЗ предусматривает внесение изменений в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (дополнения в статьи 7, 15). К полномочиям органов службы занятости добавилось полномочие осуществлять обмен сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях содействия занятости инвалидов.
2. Конвенцией предусмотрено, что государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к местам культурных мероприятий или услуг, к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.
В связи с этим Законом № 419-ФЗ предусматривается внесение изменений в части установления порядка и условий обеспечения доступности для инвалидов культурных благ, библиотек и предоставляемых ими услуг, объектов культурного наследия, музеев и возможности ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, а также утверждения критериев отбора национальных фильмов, подлежащих обязательному субтитрированию и тифлокомментированию за счет средств федерального бюджета в: Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон "О библиотечном деле", Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
3. Согласно Конвенции государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации всех прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, способствовать в этих целях надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в пенитенциарной системе.
Законом № 419-ФЗ предусматривается внесение изменений:
- в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в целях разработки программ и порядка подготовки работников учреждений уголовно-исполнительной системы";
- в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части определения порядка обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы, получения и использования технических средств реабилитации и других приспособлений с учетом особенностей размещения и внутреннего распорядка мест исполнения наказаний;
- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения требований, предъявляемых к переводчику русского жестового языка, привлеченному в качестве участника к производству по делам об административных правонарушениях;
- в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в части установления в качестве формы содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания, участия этих объединений в создании указанным лицам, являющимся инвалидами, условий для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности;
- в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части уточнения требований, предъявляемых к сотрудникам внутренних дел (теперь сотрудники органов внутренних дел, замещающие отдельные должности, обязаны владеть навыками русского жестового языка).
4. Конвенция предусматривает, что государства-участники гарантируют инвалидам политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими лицами, в том числе возможность избирать и быть избранными.
В связи с этим Законом № 419-ФЗ предусматривается внесение изменений в части обеспечения возможности инвалидам принимать участие в голосовании посредством создания условий доступности для инвалидов помещений для голосования в:
- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации";
- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В соответствии с изменениями при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем; при проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права.
5. С целью создания механизма обеспечения для инвалидов доступности объектов и услуг связи вносятся изменения в Федеральный закон "О связи", определяющие требования к операторам связи по созданию необходимых условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи (оснащение объектов связи графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением шрифта Брайля; обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи; допуск на объект связи собаки-проводника; помощь работников оператора связи при пользовании оборудованием).
Наряду с этим в целях обеспечения доступности для инвалидов с нарушением слуха использования системы вызова экстренных оперативных служб Законом № 419 предусматривается дополнение Федерального закона "О связи" нормой, устанавливающей возможность вызова экстренной оперативной службы инвалидами путем отправки краткого текстового сообщения.
Законом № 419 вносятся изменения в Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривающие, что официальные сайты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны соответствовать требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов по зрению.
6. Статьей 19 Конвенции предусматривается обязанность государств-участников принимать эффективные меры для содействия инвалидам в полной реализации возможности выбора места жительства, беспрепятственного доступа к жилому зданию и жилому помещению, а также к услугам, оказываемым на дому и по месту жительства, для недопущения изоляции от местного сообщества.
По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство жилых зданий и помещений не соответствуют в той или иной мере требованиям их доступности для инвалидов, изложенным в Федеральном законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.
В связи с этим в Жилищный кодекс Российской Федерации включаются нормы, определяющие полномочия и обязанности участников жилищных отношений по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым и нежилым помещениям и общему имуществу многоквартирного дома.
7. Среди принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливаемых Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", присутствует в том числе принцип предоставления услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, но непосредственных требований к помещениям, в которых предоставляются данные услуги, не предусмотрено.
Законом № 419 вносятся изменения в указанный Федеральный закон, устанавливающие, что стандартом предоставления государственных или муниципальных услуг предусматриваются требования к помещениям, в которых они предоставляются, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой услуги, в том числе с учетом требований по обеспечению условий доступности для инвалидов.
8. Согласно статье 25 Конвенции государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения.
Закон № 419 дополняет Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" новым критерием обеспечения доступности и качества медицинской помощи, предусмотрев, что доступность медицинской помощи обеспечивается, в том числе, путем оснащения медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
9. В целях обеспечения для инвалидов доступности транспортных услуг Законом № 419 вносятся изменения в:
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
- Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части определения соответствующих порядков, а также особенностей обслуживания пассажиров из числа инвалидов.
Законом № 419 не вносятся новые льготы и преференции по перевозке инвалидов, а только конкретизируются положения действующего законодательства в целях его обязательного выполнения перевозчиками и владельцами объектов транспортной инфраструктуры (оборудование объектов транспортной инфраструктуры, дублирование звуковой и зрительной информации, допуск собаки-проводника в транспортное средство, обеспечение посадки).
10. Законом № 419 Внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
1) новой статьёй "Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности", закреплено положение о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности.
2) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов дополнительно отнесены полномочия по установлению единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, включая детей-инвалидов, в том числе путем формирования и ведения федерального реестра инвалидов.
Полномочия по установлению общих принципов организации и осуществлению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов дополнены полномочиями по абилитации (система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности).
3) согласно новой статье "Федеральный реестр инвалидов" (федеральная государственная информационная система, которая ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты), оператором указанной федеральной государственной информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации";
4) глава IV Федерального закона теперь называется "Реабилитация и абилитация инвалидов" (ранее "Реабилитация инвалидов").
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов
Индивидуальная программа реабилитации теперь называется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Он определяется как комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
5) статья 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" изложена в новой редакции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
По общему правилу Закон № 419-ФЗ вступает в силу с 01 января 2016 года.
Однако статьи 13, 14, 16 и 19 Закона № 419-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2016 года. Положения соответствующих федеральных законов применяются с этой даты исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам связи, социальной и транспортной инфраструктур, транспортным средствам.
В целях реализации Закона № 419-ФЗ устанавливается, что для обеспечения для инвалидов доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и условий беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки указанных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Отдел правового обеспечения управления правовой,
кадровой и организационной работы министерства