О социальной ответственности граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг

11.04.2018

В соответствии с действующим законодательством отдельные категории  граждан имеют право на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде:

- ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам (далее – также ЕДК);

- ежемесячной денежной выплаты специалистам сельской местности (далее – также ЕДВ);

- субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее–субсидии).

Социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг  является гарантией социальной защиты при реализации гражданами конституционного права на жилище. Гарантируя гражданам социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, государство взяло на себя определенные публично-правовые обязательства по их обеспечению.

Вместе с тем, и у граждан перед государством имеются обязательства по соблюдению требований законодательства, в соответствии с которым предоставляется социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Граждане, получающие  социальную поддержку, несут социальную ответственность за правильность и достоверность сведений, дающих право на ее предоставление. Представление гражданами  неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в  предоставлении социальной поддержки или ее прекращения.

Размер ЕДК зависит от фактических расходов по оплате за жилищно-коммунальные  услуги, указанные в квитанциях. Поэтому, если  у гражданина, получающего ЕДК, изменился состав семьи, площадь занимаемого жилого помещения, установлены индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов (расхода горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) или общедомовые приборы учета, то он обязан сообщить об этом в центр социальной поддержки, выплачивающий ЕДК,  в течение одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств. 

Необходимо также своевременно сообщать об изменении места жительства, поскольку выплата ЕДК по прежнему месту жительства прекращается и назначается по новому месту жительства.

На получателей ЕДВ  возлагается обязанность сообщать центру социальной поддержки об изменении места жительства и состава семьи, увольнении с работы и об иных обстоятельствах, влияющих на размер и условия предоставления ЕДВ, не позднее двух недель со дня наступления указанных изменений.

Если по вине  получателя  произошла переплата ЕДК, ЕДВ, то излишне выплаченные денежные средства подлежат удержанию.

Граждане, получающие субсидию, обязаны известить  центр социальной поддержки об  изменении  места жительства, состава семьи, основания  проживания в жилом помещении, размера доходов (в том числе членов семьи) приходящегося на расчетный период исчисления субсидии (если эти изменения повлекли утрату права на ее получение), об изменении своего гражданства  и (или) гражданства членов  семьи, не позднее одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств. В случае невыполнения гражданами своих обязанностей, необоснованно полученная субсидия засчитывается в счет будущей выплаты.

Действующим законодательством предусмотрены меры воздействия на недобросовестных получателей мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.

Так, за мошенничество при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а также путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации  предусмотрено применение к гражданам одного из  наказаний:

 - наложение штрафа;

- назначения обязательных исправительных или принудительных работ, ареста.