Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Отношения с психологом

15.07.2019

Чем отношения с психологом отличаются от других отношений?

 Люди, которые собираются в первый раз идти к психологу, часто не очень хорошо себе представляют, в чем именно заключается психологическая помощь, поскольку в нашем обществе до сих пор существует множество стереотипов относительно этой темы. Они касаются того, как  проходит психологическая консультация, что должен делать психолог, что требуется от клиента и т.д. У клиентов, которые первый раз приходят на прием, можно увидеть много осознанных или неосознанных ожиданий, в отношении этой встречи. Это касается и представлений об отношениях клиента и психолога. Клиенты бывают  удивлены тем, что общение с психологом разительно отличается от общения с другими людьми, например, от общения с близкими или друзьями. До сих пор часто еще можно услышать мнение, что лучшая подруга поможет лучше любого психолога.

Чем же отличается общение с психологом от привычного общения?

        На приеме психолог просит клиента рассказать о той проблемной ситуации,  с которой тот к нему пришел.

       Задачей психолога является: внимательно слушать человека и его понять, не критиковать, не оценивать его поступки, а именно понять. То есть психолог не говорит клиенту, что хорошо, что плохо, что было в его поведении правильно, а что неправильно. Психолог пытается вместе с человеком, обратившимся за помощью, разобраться в его проблеме и опять же вместе с человеком, помочь ему увидеть ситуацию по-новому, чтобы найти новые пути ее решения, новые возможности. Такое безоценочное слушание дает возможность клиенту меньше тревожиться,  чувствовать себя в большей безопасности, меньше замыкаться в себе. Это позволяет ему больше доверять психологу.

     В обычной жизни такого рода общения почти не существует. Близкие, друзья, знакомые, выслушав рассказ о проблемной ситуации,  если и пытаются помочь, то делают это так как, они умеют. Реакция окружающих может быть различной. Обычно это  максимально поддерживающая человека позиция («Ты не в чем не виноват, ты же такой хороший человек. Это окружающие плохие, мир несправедливый и т.д.»). Такая позиция окружающих помогает человеку справляться с сильными чувствами, но ничего не меняет в его ощущениях и переживаниях в последующих непростых жизненных ситуациях, то есть не решает проблему.  Иногда можно столкнуться с противоположной реакцией: «А что ты хотел? Я их понимаю. Ты не должен был так себя вести. Ты сам виноват. И т.д.».

   Подобные реакции окружающих обычно воспринимаются очень болезненно, и если даже человек сможет извлечь из такого рода высказываний пользу, то, скорее всего, его отношения с человеком, который так ему отвечает, изменятся. К такому человеку уже не обратишься в следующий раз за помощью. Обычно высказывания  знакомых достаточно субъективны и зависят от многих факторов: от настроения в данный момент, от характера человека, от отношений с ним. Часто от разных людей можно услышать разные мнения на одну и ту же ситуацию, а также множество советов о том, как поступить или как поступил бы сам знакомый в такой же ситуации.

        В отличие от привычного общения  психолог на консультации не дает советы. Иногда клиенты, впервые пришедшие на прием,  очень удивляются этому. Для многих помощь психолога представляется так: клиент подробно рассказал свою историю психологу, и психолог в конце консультации должен сказать, что клиенту делать, дать клиенту несколько дельных советов, для того, чтобы проблемная ситуация быстрее разрешилась. Скорее всего, такое представление о психологической помощи сформировалось из-за аналогии с помощью медицинской, которая кажется знакомой и привычной. Ведь именно врачу сначала надо подробно рассказать о своей болезни, а потом врач выписывает лечение, где по пунктам оговаривается, что и как нужно делать.

       Почему же психолог не дает советов? Во-первых, дать гарантированно правильный совет другому невозможно, так как каждый человек уникален, а также потому, что в жизни бывает много непредсказуемых моментов. Нет одинаковых ситуаций  и обстоятельств, и нет однозначно правильного и неправильного поведения даже в аналогичных ситуациях. Скорее всего, каждый человек получал в разных жизненных обстоятельствах от близких и друзей немало советов. Но многим ли из этих советов люди следуют? И многие ли эти советы оказываются действительно полезными?

       Психолог не дает советов еще и потому, что он не пытается занимать позицию «гуру», тем самым снимая ответственность с клиента. Психолог пытается вместе с клиентом разбираться в его ситуации, чтобы у клиента формировалось более полное и ясное понимание того, что с ним происходит, и чтобы исходя из этого, клиент сам мог принимать решения о том, как ему поступать или не поступать. Именно поэтому многие люди так неохотно следуют чужим советам, они чувствуют внутреннее сопротивление тому, что кто-то решает за них.

      Еще один важный принцип психологической помощи в том, что психолог не должен быть знаком клиенту лично. Это не может быть друг или родственник клиента. Желательно, чтобы у человека с психологом не было никаких связей: ни личных, ни профессиональных.

Почему этот принцип  так важен?

       Личные отношения всегда влияют на наше восприятие другого. Психологу, который знаком с клиентом  лично, будет невозможно сохранять объективную и беспристрастную позицию, нужную для того, чтобы эффективно ему помочь. У него уже сформировались определенные чувства к своему знакомому, отношения с ним, возможно даже стойкие убеждения относительного него. И ему будет сложнее увидеть давно знакомого человека немного по-новому. Также иногда психологу приходится говорить клиенту не всегда приятные вещи, что опять же может сказаться на их личных отношениях, если они до этого были.

      При общении со знакомыми остро встает вопрос о доверии. Сможет ли человек   рассказать знакомому открыто о том, что с ним происходит, довериться ему? Сможет ли он потом общаться со знакомым так, как и раньше? Не испортит ли это их отношения? Будете ли клиент  испытывать неловкость за то, что знакомый теперь о нем знает?  Часто незнакомому человеку намного легче рассказывать о себе, особенно глубоко личные переживания. Всем известен эффект «случайного попутчика», которому рассказываются иногда удивительно откровенные истории, такие, которые не рассказываются никому из близких. То есть тот факт, что психолог лично не является знакомым, дает человеку, пришедшему за помощью, ощущение безопасности.

       Для большей безопасности и доверия клиента у психологов существует правило об анонимности и конфиденциальности всего того, что клиент  рассказывает на приеме у психолога. Психологи обязаны хранить в тайне, не разглашать личные данные и всю полученную о клиенте информацию, не использовать эту информацию в личных целях. Это правило сродни правилу о «врачебной тайне» или правилу «тайны исповеди».

       Желательно, чтобы и частная жизнь психолога была для клиента неизвестна: женат он, имеет ли детей и т.д. Такая информация интересна многим клиентам, но чаще это будет скорее  мешать, чем помогать. Клиенты иногда хотят лучше узнать психолога,   чтобы построить с ним более близкие отношения. Но задача психолога остается прямо противоположной – разграничивать  личные и профессиональные отношения с клиентами. Эти границы  необходимы для более объективного видения клиента и его ситуации, и опять же эти границы помогают клиенту чувствовать себе более защищенным.

       Обращаясь к психологу, клиент рассчитывает, что ему станет легче, его эмоциональное состояние улучшиться. Это действительно важная оценка эффективности работы с психологом. В большинстве случаев люди чувствуют себя легче и лучше, уже выходя с первой консультации. Но так бывает не всегда, и не всегда это говорит о плохой работе психолога. Иногда клиент выходя из кабинета психолога не испытывает облегчение эмоционального состояния. Это происходит от того, что обсудив с психологом некоторые темы и проблемы, человек начинает их чувствовать гораздо острее. И бывает, что только спустя какое-то время, приходит переоценка некоторых ситуаций, и в результате клиент сможет по-другому увидеть их и почувствовать, что принесет ему облегчение эмоционального состояния, и возможность в будущем в аналогичных обстоятельствах действовать по-новому, и чувствовать себе по-другому,  приобретая новый жизненный опыт. Ведь работа над собой, над большим осознанием самых разных  частей своей личности не всегда бывает легкой и приятной.

       Резюмируя можно сказать, что правила, которые используются психологами в отношениях с клиентами созданы и проверены многолетней практикой оказания психологической помощи, и их основная задача: чтобы клиент в доброжелательной и безопасной обстановке  мог откровенно, не таясь рассказать о том, что его тревожит и беспокоит, не встретив при этом критики и отвержения, и с помощью доброжелательного отношения специалиста-психолога взглянуть на себя и других людей по-другому, понять о себе и окружающих людях что-то новое, что поможет увидеть для себя новые возможности в часто непростых жизненных ситуациях.  

ПСИХОЛОГ КГБУ "Ванинский КЦСОН"

ждем Вас ежедневно с понедельника по пятницу

с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

по адресу: п. Ванино, 1 Линия, дом 7, кабинет №103, 106 (1 этаж, левое крыло) 

телефон экстренной психологической помощи 8(42137)7-04-31, 7-06-86