О соблюдении требований законодательства

О соблюдении требований законодательства при предоставлении социальных услуг в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальным услугам и объектам, на которых они предоставляются (материалы для публичного обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае)

О соблюдении требований законодательства
20.05.2019

С 1 января 2016 года вступил в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон № 419-ФЗ) и начался новый этап в создании доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (далее – МГН).

Этим документом принят ряд взаимоувязанных норм, внесены изменения в 25 федеральных законов, которыми впервые определены в качестве приоритетов в работе по формированию доступной среды:

- отраслевой принцип: в развитии нормативно-правовой базы, системы управления и практической деятельности, кадрового обеспечения, а также системы контроля и надзора в сфере доступности;

- новые задачи и ответственность органов власти и организаций, в том числе негосударственных, по соблюдению прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов (комплексный подход, включая решение вопросов доступности объектов и услуг, а также обучение или инструктирование персонала по этим вопросам);

- новые подходы к решению проблемы доступности, с перенесением акцентов в работе от доступности объекта (физической составляющей доступности, или архитектурно-планировочной) к доступности услуги (организационной и информационной составляющей).

Описанные принципы в полной мере согласуются с основными положениями Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006) о том, что «инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности».

Федеральным законом №419-ФЗ (п. 4 ст. 26) определено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Обязанность по созданию архитектурно-планировочной доступности объекта возложена на собственника объекта. Обязанность по обеспечению доступности услуги в полной мере несет организация, предоставляющая услугу на объекте.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций».

Во исполнение этого положения федеральными отраслевыми органами

власти разработаны, согласованы с Минтрудом России и утверждены отраслевые порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 30.06.2015 № 527н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи. Данный порядок обязателен для исполнения организациями всех форм собственности, предоставляющими услуги в перечисленных сферах деятельности.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в интересах защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам, услугам и оказание необходимой помощи для их использования наравне с другими установлен Федеральным законом от 07.06.2017 № 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Данный контроль "встроен" в уже имеющиеся виды федерального и регионального контроля, т.е. все органы обладающие контрольно-надзорными полномочиями при осуществлении соответствующего вида контроля (надзора) в установленной сфере деятельности контролируют соблюдение нормативных актов – порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствующей сфере деятельности.

Министерство социальной защиты населения края является уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. При проведении соответствующих контрольных мероприятий проверяет соблюдение поставщиками социальных услуг требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтруда России от 30.06.2015 № 527н:

Требования к доступности объекта, на котором организовано предоставление услуги:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В целях повышения уровня доступности объекта организациями проводится паспортизация объекта, формируется перечень первоочередных и отложенных мероприятий и план по поэтапному повышению уровня доступности объекта. При отсутствии доступности объекта - разрабатывается временный порядок предоставления услуг инвалидам, позволяющий гражданам с любой формой инвалидности получить услугу, который согласовывается с общественной организацией инвалидов. При невозможности оказать услугу на объекте отдельным категориям инвалидов должно быть организовано предоставление услуги на дому без взимания дополнительной платы. На сайте организации должна быть размещена информация о реализованных технических и (или) организационных мерах по обеспечению инвалидам доступа к услуге.

Требование к доступности услуг:

а) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

б) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

в) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;

г) наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.

Дополнительные требования в целях формирования доступной среды для инвалидов:

оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;

содействие со стороны поставщиков социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы;

предоставление бесплатно в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма инвалидов информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях доступности их предоставления;

включение условий доступности предоставляемых социальных услуг, необходимых инвалиду с учетом ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления социальных услуг;

сопровождение получателя социальной услуги при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

на руководителя организации возложена обязанность по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности

В Российской Федерации действует ряд нормативных и правовых документов, регламентирующих реализацию требований доступности для инвалидов, к ним можно отнести:

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений",

РДС 35-201-99 (руководящий документ системы "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. К данному документу разработано 15 СП (сводов правил)

ряд документов рекомендательного характера.

В настоящее время идет реформирование действующей нормативно-правовой базы по вопросам проектирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. С 01.01.2013 введено в действие более 30 актуализированных СНиП.

Среди них ведущее место занимает Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Документ содержит требования к входу на участок и путям движения по нему, открытым лестницам, оборудованию автостоянок, входным группам и.т.д.

Данным документом предусмотрено, что в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции или капитальном ремонте , следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Принцип "разумного приспособления" также используется при решении вопросов приспособления имеющихся объектов к потребностям граждан в разными формами инвалидности.

В целях оказания методической помощи поставщикам социальных услуг на официальном портале учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения в разделе Деятельность/ Доступная среда/ Справочные материалы размещены информационные материалы.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которое наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2,0 до 3,0 тыс.руб.; на юридические лица от 20,0 до 30,0 тыс.руб.