Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Приказ и положение о Службе ранней помощи

                                      

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом КГБУ

Комсомольский-на-Амуре РЦДПОВ

от 19 июля 2019 г. №70

        ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности службы ранней помощи краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский-на-Амуре реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Общие положения

1.1. Положение о деятельности службы ранней помощи краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский-на-Амуре реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»  (далее - Положение) разработано в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года", подпрограммы "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" государственной программы Хабаровского края "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г.      № 491-пр, распоряжения Правительства Хабаровского края от 23 мая 2018 г. №302-рп "Об отдельных вопросах развития ранней помощи в Хабаровском крае" и своевременного оказания медицинской, социальной, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям.

1.2. Положение определяет организационно – методическую основу и порядок деятельности службы (далее – служба ранней помощи).

         1.3. Служба ранней помощи создается в Учреждении для предоставления на межведомственной основе комплекса услуг, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья, профилактику и снижение выраженности ограничений жизнедеятельности детей, вызванных медицинскими, биологическими и социальными факторами, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования и медицинской помощи для детей в возрасте от 0 до 3 лет (далее –  дети целевой группы).

2. Цели, задачи и принципы работы службы ранней помощи

2.1. Целью деятельности службы ранней помощи является содействие оптимальному развитию и формированию физического, психического здоровья и благополучия детей целевой группы и повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.

         2.2. Служба ранней помощи осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:

         - своевременное выявление детей целевой группы, нуждающихся в ранней помощи;

- проведение первичной комплексной оценки (диагностики) основных областей развития детей – двигательной, речевой, эмоциональной, познавательной и области самообслуживания, а также определение состояния психического здоровья детей, качественных особенностей отношений с родителями, окружающими людьми, выявление основных потребностей семей, воспитывающих детей целевой группы;

- разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи, включающей перечень услуг и учреждений, предоставляющих услуги ранней помощи, контроль выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой ранней помощи;

- оказание информационно-методической помощи и своевременное информирование семей об учреждениях, предоставляющих услуги ранней помощи

- совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия с учреждениями, предоставляющими услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям;

- осуществление межотраслевой координации по вопросам реабилитации и социализации детей целевой группы и информирование специалистов организаций, предоставляющих услуги ранней помощи, о потребностях выявленных детей и их семей.

         2.3. Служба ранней помощи в своей деятельности руководствуется принципами добровольности, семейной ориентированности, партнерства, междисциплинарности, функциональной направленности и конфиденциальности.

3.Организация деятельности службы ранней помощи

  1. Служба ранней помощи не являются отдельным структурным подразделением Учреждения. Службу ранней помощи возглавляет заведующий отделением психолого-педагогической помощи, который назначается приказом руководителя Учреждения.
  2. Перечень специалистов, участвующих в оказании услуг ранней помощи, формируется в соответствии со штатным расписанием Учреждения        и определяется приказом руководителя.
  3. Режим работы службы ранней помощи определяется Учреждением самостоятельно в соответствии с Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденным планом и графиком работы специалистов, участвующих в оказании услуг ранней помощи.
  4. В службе ранней помощи обязательно наличие учетно-отчетной документации:

- индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи (далее – ИПРП);

- журнал регистрации детей, нуждающихся в оказании услуг ранней помощи;

- журнал оказания услуг ранней помощи;

- документация о применяемой методике оценки эффективности реализации индивидуальной программы;

- заключение о реализации ИПРП (выписной эпикриз, рекомендации специалистов, анкеты и результаты оценки эффективности реализации ИПРП);

- план работы службы ранней помощи на год;

- отчеты о работе службы ранней помощи, предусмотренные планом работы;

- иная документация, необходимая специалистам для организации деятельности службы ранней помощи.

         Ведение журналов и отчетной документации допускается в письменной и (или) электронной форме.

4. Основные направления деятельности службы ранней помощи

4.1. Проведение диагностических мероприятий – комплексное, углубленное  изучение общего развития детей целевой группы, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей и семей в процессе развития.

         4.2. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий – комплексное воздействие на развитие детей целевой группы с учетом их индивидуальных особенностей на междисциплинарной основе путем разработки и реализации коррекционно-развивающих программ ранней помощи, составленных по результатам диагностики.

          4.3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения отклонений в физическом, психическом и интеллектуальном развитии детей с момента рождения, разработку конкретных рекомендаций родителям, специалистам, находящимся в окружении детей целевой группы, в целях создания условий для развития детей и своевременное предупреждение возможных нарушений.

         4.4. Проведение консультативных мероприятий – оказание помощи родителям (законным представителям), специалистам, находящимся в окружении детей целевой группы,  в вопросах развития детей, нуждающихся в ранней помощи.

5. Порядок предоставления услуг ранней помощи

5.1. Потребителями услуг, оказываемых службой ранней помощи, являются:

5.1.1. Дети от рождения до 3 лет:

         - имеют статус "ребенок-инвалид";

         - не имеют статус "ребенок-инвалид", но у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;

         - проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;

         5.1.2. Родители (законные представители), которые обеспокоены развитием и поведением ребенка в возрасте от рождения до 3 лет.

         5.2.   Первичный прием ребенка и семьи – предполагает консультативный прием, оценку развития ребенка специалистом (специалистами) службы ранней помощи, определение отклонений в развитии или риска их возникновения, принятие решения о необходимости проведения коррекционных мероприятий ранней помощи в учреждении либо направлении детей для проведения коррекционных мероприятий ранней помощи в организации, оказывающие услуги ранней помощи в Хабаровском крае, в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 23 мая 2018 г. №302-рп "Об отдельных вопросах развития ранней помощи в Хабаровском крае" (далее –  распоряжение Правительства Хабаровского края №302-рп).

5.3. Зачисление ребенка в службу ранней помощи учреждения осуществляется на основании заявления одного из родителей (законных представителей) и документов, определенных для зачисления на социальное обслуживание.

5.4. Разработка на основании междисциплинарного обследования ИПРП, реализация и контроль выполнения ее мероприятий:

- ИПРП разрабатывается исходя из оценки потребностей ребенка, его семьи, их возможностей и направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни (двигательных, коммуникативных, когнитивных, социально-эмоциональных).

5.5. Оценка эффективности реализации ИПРП осуществляется путем проведения междисциплинарного итогового обследования ребенка, по результатам которого формируется заключение об эффективности предоставления специалистами службы ранней помощи услуг.

Оценка эффективности реализации ИПРП может проводиться с использованием специальных методик и программного обеспечения, а также на основании методик, разработанных специалистами учреждения самостоятельно.

5.6. Каждая встреча специалистов с семьей письменно документируется.

5.7. Все материалы, имеющие информацию о ребенке и его семье, доступны только специалистам службы ранней помощи и хранятся в закрывающихся шкафах.

5.8. Электронные базы данных доступны только для сотрудников службы ранней помощи.

5.9. Информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных действующим законодательством.

5.10. С семьями заключается письменный договор, в котором оговариваются возможности и условия публичного использования материалов (фото и видеозаписей с участием ребенка и семьи, результаты оценки и программ, их персональные данные).

5.11. При публичном использовании материалов (разборе случаев на семинарах, супервизиях, презентациях, докладах и т.д.) не используются реальные имена и фамилии получателей услуг ранней помощи, их персональные данные, и прочая информация, которая может идентифицировать семью.

5.12. Каждый сотрудник несет ответственность о неразглашении информации, касающейся получателей услуг ранней помощи.

6. Права и обязанности специалистов службы ранней помощи

6.1. Специалисты симеют право:

- пользоваться имуществом учреждения, необходимым в деятельности служб ранней помощи;

- выбирать формы и методы работы в соответствии с целями и задачами служб ранней помощи;

- взаимодействовать со специалистами служб ранней помощи организаций, оказывающих услуги ранней помощи в Хабаровском крае, внесенных в реестр в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края № 302-рп;

- внедрять инновационные методики и технологии, способствующие повышению качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи;

- использовать программное обеспечение для проведения диагностических и оценочных мероприятий;

- запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности службы раннего вмешательства из учреждений другой ведомственной принадлежности;

- самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

 6.2. Специалисты служб ранней помощи обязаны:

 - уметь разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность ИПРП в службе ранней помощи;

- рекомендовать формы для дальнейшей  реабилитации и абилитации;

- соблюдать этические нормы;

- уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;

- знать закономерности развития ребенка;

- иметь базовые знания по раннему вмешательству;

- владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;

- вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

- создавать условия для активного включение семьи (ближайшего окружения) в процесс работы с ребенком для достижения наибольшей результативности;

- осуществлять межведомственное взаимодействие с организациями, оказывающими услуги ранней помощи в Хабаровском крае, внесенными в реестр в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края    № 302-рп;

- соблюдать режим работы служб ранней помощи и правила внутреннего трудового распорядка, установленные  в учреждении.

- обеспечивать сохранность используемого в своей деятельности имущества учреждения.