Результаты обобщения правоприменительной практики регио-нального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае, за 9 месяцев 2019 года

12.11.2019
  1. Обобщение и анализ правоприменительной практики министерства социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство) по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Хабаровском крае за 9 месяцев 2019 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2018 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон от 26.12.2008
    № 294-ФЗ), а также в целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края и другими нормативными правовыми актами в сфере социального обслуживания граждан, поставщиками социальных услуг в процессе своей деятельности.

Мероприятия по контролю осуществляются в форме проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Ежегодно министерством разрабатывается и согласовывается с прокуратурой Хабаровского края план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – поставщики социальных услуг, план проверок) и включенных в реестр поставщиков социальных услуг.  План проверок публикуется в сети "Интернет" на официальных сайтах Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Хабаровского края, а также доводится министерством до поставщиков социальных услуг.

Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае утвержден постановлением Правительства Хабаровского края
от 21.07.2014 № 238-пр.

Административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в крае, утвержденного приказом министерства от 28.09.2015 № 181-П, устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых министерством в процессе проведения контрольных мероприятий, а также устанавливается порядок взаимодействия между министерством и поставщиками социальных услуг.

  1. В рамках осуществления полномочий в сфере контрольно-надзорной деятельности министерством утверждены и размещены на официальном сайте:

- перечень правовых актов и их отдельных частей (положений) содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае (далее – региональный контроль);

- перечни показателей результативности и эффективности регионального контроля и Порядок (методика) расчета значений показателей результативности и эффективности регионального контроля;

- программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, которые оцениваются при осуществлении регионального контроля и план-график профилактических мероприятий.

  1. Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год предусмотрено 4 проверки. За 9 месяцев
    2019 года проведено 2 проверки, в том числе одна - внеплановая.

Внеплановая проверка проведена по обращению гражданина о ненадлежащем оказании социальных услуг в организации, которая не состоит в Реестре поставщиков социальных услуг. Проверка проведена по согласованию с прокуратурой края.

Всего за прошедший период 2019 года выдано министерством 2 предписания по устранению выявленных нарушений. В предписаниях установлены сроки устранения выявленных нарушений. Поставщиками социальных услуг в соответствии с установленными сроками предоставляется информация об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления регионального контроля.

  1. Анализ нарушений, выявленных в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае.

По результатам проведенных проверок установлены следующие нарушения:

  • в индивидуальные программы предоставления социальных услуг и
    в договоры с клиентами о предоставлении социальных услуг включены невостребованные услуги, которые не оказывались поставщиком социальных услуг. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг на пересмотр в министерство не предоставлялись, заявления на отказ клиентов от предоставления социальных услуг отсутствовали.

Основания: пункт 2 части 1 статьи 12; часть 3 статьи 16; статья 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ).

Мероприятия по недопущению нарушения: организовать работу с получателями социальных услуг по своевременному предоставлению ими заявлений об отказе в невостребованных ими социальных услугах, вносить изменения в индивидуальные программы предоставления социальных услуг, заключать дополнительные соглашения к договорам в части исключения невостребованных услуг.

  • поставщиком социальных услуг не соблюдалась периодичность предоставления социальных услуг, предусмотренная индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Основания: части 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ.

Мероприятия по недопущению нарушения: обеспечить непрерывность оказания социальных услуг клиентам в соответствии с периодичностью, установленной индивидуальной программой предоставления социальных услуг и условиями договора оказания социальных услуг. Организовать замещение работников учреждения, оказывающих социальные услуги.

  • предоставление социальной услуги не подтверждено данными дневников клиентов, актами выполненных работ, при этом в отчете социального работника указано о предоставлении данной услуги клиентам.

Основания: пункт 2 статьи 12; часть 3 статьи 16; статья 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Мероприятия по недопущению нарушения: осуществлять контроль за учетом оказанных социальных услуг, организовывать проверку отчетов социальных работников на предмет соответствия отчетных данных социальных работников, тетрадям учета оказываемых услуг клиента, графикам посещений.

  • в дополнительных соглашениях к договорам о предоставлении социальных услуг отсутствовало приложение с расчетом стоимости услуг, являющееся неотъемлемой частью договора.

Основания: часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Мероприятия по недопущению нарушения: проводить проверку договоров, дополнительных соглашений к договорам в части наличия расчетов стоимости социальных услуг.

  • в заявлениях на предоставление социальных услуг не заполнялась обязательная графа с датой подачи заявления.

Основания: Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".

Мероприятия по недопущению нарушения: усилить контроль за полнотой заполнения заявлений на оказание социальных услуг клиентами.

  • отсутствие копий индивидуальных программ предоставления социальных услуг в личных делах клиентов.

Основание: Порядок предоставления социальных услуг на дому получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Хабаровском крае, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края
от 31.10.2014 № 417-пр; Порядок ведения личных дел получателей социальных услуг в краевых бюджетных (казенных) учреждениях социального обслуживания, подведомственных министерству социальной защиты населения Хабаровского края, утвержденный приказом министерства от15.02.2018 № 24-П.

 

Мероприятия по недопущению нарушения: осуществлять проверку (ревизию) личных дел клиентов на наличие обязательной документации.

Анализ вышеуказанных нарушений показал, что для снижения и устранения нарушений, поставщику социальных услуг необходимо осуществлять внутренние контрольные мероприятия для недопущения в дальнейшем данных нарушений.

При проведении внеплановой проверки организации, предоставляющей социальные услуги населению, но не состоящей в Реестре поставщиков социальных услуг, установлены нарушения в соблюдении санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Установлены нарушения СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпиде-миологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 № 69 в части отсутствия контроля за температурным режимом в жилых комнатах, недостаточным количеством оборудования (тумбочки), не укомплектованностью мягким инвентарем (банных и ножных полотенец).

Не соблюдалось условие поступления клиентов в организацию, в части предоставления медицинской карты со сведениями о результатах обследования на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельмитов, дифтерию, инфекций передающихся половым путем, профилактических прививках и справку об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 дня до дня поступления.

Также установлены нарушения в хранении уборочного инвентаря и соблюдении инструкции производителя по применению дезинфицирующих средств. Не организована работа по стирке одежды обслуживающего персонала, обработке мягкого инвентаря в дезинфекционной камере.

Не организован технологический процесс по потокам белья в прачечной.

Данные нарушения показывают на недостаточный уровень знаний в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований и обязательных требований предоставления качественных социальных услуг в соответствии с требованиями и стандартами, установленными законодательством Российской Федерации и Хабаровского края в сфере социального обслуживания, негосударственными поставщиками социальных услуг.

Материалы, связанные с нарушением поставщиками социальных услуг обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания граждан, для решения вопросов о возбуждении дел по признакам административных нарушений в уполномоченные органы не направлялись.

Результаты проверок министерства, поставщиками социальных услуг в прошедшем периоде 2019 года не оспаривались в досудебном и судебном порядках. Все факты, указанные в актах проверок имели обоснованный характер со ссылкой на норму закона.

  1. В целях предупреждения поставщиками социальных услуг нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания граждан, министерством продолжена методическая деятельность.

На официальном сайте министерства созданы подразделы "Негосударственным поставщикам социальных услуг", "Доступная среда", где размещены нормативная правовая база, необходимая для поставщиков социальных услуг при осуществлении деятельности в сфере социального обслуживания, методические рекомендации, порядок включения в краевой реестр поставщиков социальных услуг и порядок финансирования.

Также на сайте создан раздел "Контрольно-надзорная деятельность", в котором размещен Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Хабаровском крае.

Проведено 2 совещания с представителями негосударственных поставщиков социальных услуг по вопросам:

- порядка предоставления сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях (29.03.2019);

- изменения в Порядке определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр. Доведение информации об объемах финансирования, предусмотренного в бюджете Хабаровского края на выплату компенсации поставщикам социальных услуг в 2019 году (05.05.2019).

Сотрудниками министерства дано 62 консультации негосударственным поставщикам социальных услуг.

В соответствии с пунктом 8.2 Федерального закона от 06.12.2008
№ 294-ФЗ и Планом - графиком проведения профилактических мероприятий, утвержденных министерством от 29.12.2018 № 213-р, один раз в полугодие проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

В июле 2019 года министерством проведены публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

На публичных обсуждениях присутствовали представители поставщиков социальных услуг, органов исполнительной власти, территориальных федеральных контрольно-надзорных органов (94 человека). Участникам публичных обсуждений была предоставлена возможность выступить с вопросами, замечаниями и комментариями к озвученным докладам, а также задать вопросы на интересующие темы.

В ходе публичных обсуждений даны разъяснения о применении проверочных листов при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в крае. Приказом министерства от 29.12.2018 № 209-П утверждены формы проверочных листов, всего утверждено 27 проверочных листов в разрезе социальных услуг, предоставляемых гражданам в крае. Приказ был направлен по системе электронного документооборота учреждениям, подведомственным министерству и по средствам почтовой связи негосударственным поставщикам социальных услуг. Также, приказ размещен на сайте министерства.

Основное преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает вопросы проверки до ее начала. Теперь поставщики социальных услуг могут использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать последствия. В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: являются ориентиром, который поможет правильно исполнить требования законодательства.

 

Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг

 

  1. Наличие у поставщика социальных услуг учредительных документов (устава).

Поставщик социальных услуг должен осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с учредительным документом (устав), в котором обязательны следующие положения:

цель деятельности поставщика социальных услуг;

предмет деятельности поставщика социальных услуг;

место нахождения поставщика социальных услуг;

наличие сведений о филиалах и представительствах (при наличии) поставщика социальных услуг в уставе поставщика социальных услуг;

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые поставщик социальных услуг вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности;

структура поставщика социальных услуг (структурные подразделения, отделения и т.д.).

  1. Наличие положений о структурных подразделениях (отделениях) поставщика социальных услуг.

Структура поставщика социальных услуг должна соответствовать структуре, предусмотренной уставом поставщика социальных услуг. Виды деятельности, указанные в положениях о структурных подразделениях (отделениях) поставщика социальных услуг должны соответствовать видам деятельности, указанным в уставе поставщика социальных услуг.

  1. Наличие положения о попечительском (наблюдательном) совете в государственных учреждениях, подведомственных министерству.

Создание попечительских (наблюдательных) советов регламентировано статей 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Положение о попечительском совете поставщика социальных услуг должно соответствовать Примерному положению о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденному приказом Минтруда России от 30.06.2014 № 425н "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания" и должно включать в себя структуру, порядок формирования, срок полномочий, компетенцию попечительского совета и порядок принятия им решений.

  1. Наличие у поставщика социальных услуг лицензии на осуществление медицинской (образовательной) деятельности (при необходимости).

При осуществлении поставщиком социальных услуг вида деятельности, который в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (медицинская деятельность, образовательная деятельность), у поставщика социальных услуг должна быть оформлена надлежащим образом соответствующая лицензия.

  1. Наличие договоров о предоставлении социальных услуг, заключенных между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем.

В соответствии со статьями 12, 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ поставщик социальных услуг обязан предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями.

Договоры о предоставлении социальных услуг должны соответствовать примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10.11.2014 № 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" и содержать в себе существенные условия, в том числе положения, определенные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату, а также иные существенные условия, определенные Гражданским кодексом Российской Федерации.

  1. Соблюдение поставщиком социальных услуг сроков и условий предоставления социальных услуг, определенных договором о предоставлении социальных услуг.

Сроки и условия предоставления социальных услуг должны соответствовать (не превышать) срокам и условиям предоставления социальных услуг, определенным в индивидуальной программе предоставления социальных услуг получателя социальных услуг.

  1. Наличие актов приемки-сдачи выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10.11.2014 № 874н
    "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

Форма акта приемки-сдачи выполненных социальных услуг разрабатывается самостоятельно поставщиком социальных услуг и является неотъемлемой частью договора на оказание социальных услуг.

Рекомендуемые реквизиты для формы акта-приемки сдачи выполненных социальных услуг:

- дата;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) социального работника оказавшего социальные услуги и получателя социальных услуг;

- период получения социальных услуг (месяц, год);

- наименование услуги;

- стоимость услуги;

- фактическое количество предоставленных услуг;

- сумма, полученная от оказания социальных услуг;

- информация получателя социальных услуг о получении социальных услуг (в полном, неполном объеме, существуют ли претензии к количеству и качеству оказанных услуг);

- наличие даты и подписей с расшифровкой получателя социальных услуг и социального работника, оказавшего социальные услуги;

- и другие, которые необходимы поставщику социальных услуг для учета оказанных социальных услуг.

Акт сдачи-приемки оказанных социальных услуг, подписанный поставщиком социальных услуг, составляется в двух экземплярах, один из которых отдается клиенту.

  1. Наличие заявления получателя социальных услуг на оказание срочных социальных услуг и (или) информация, полученная от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ оказание срочных социальных услуг оказывается на основании заявления гражданина без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Форма заявления получателя социальных услуг утверждена Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг", где указывается форма социального обслуживания (предоставление социальных услуг на дому, срочные социальные услуги и т.д.).

  1. Наличие актов о предоставлении срочных социальных услуг.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления.

Форма акта утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2014 № 408-пр "Об утверждении формы акта о предоставлении срочных социальных услуг".

Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

  1. Наличие и ведение отчетной документации поставщиками социальных услуг.

Для учета количества граждан, получивших социальные услуги, количества оказанных социальных услуг, а также качества предоставленных социальных услуг, поставщиком социальных услуг ведется отчетная документация.